Огюст Пикар - создатель баттискафа и стратостата

Огюст Пикар — создатель баттискафа и стратостата

В рамках единой европейской серия, посвящённой в 2011 году европейским исследователям, Королевский монетный двор Бельгии в мае выпустил две монеты в честь Огюста Пикара — исследователя и изобретателя, сконструировавшего стратостат и батискаф.

На аверсе монеты изображена карта Европы (стран Евросоюза) и 12 звезд ЕС. Надпись «BELGIE BELGIQUE BELGIEN» («Бельгия» на трёх официальных языках страны: нидерландском, французском и немецком). На аверсе монеты изображен портрет Огюста Пикара, возле него — рукописная надпись имя изобретателя. Справа — стилизованное изображение морского дна, на заднем плане — изображение батискафа «FNRS-2». Надпись сверху полукругом: «BELGIAN DEEP SEA EXPLORATION» (англ. «БЕЛЬГИЙСКОЕ ГЛУБОКОВОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»).

Монета номиналом 10 евро отчеканена из серебра 925-й пробы, имеет вес 18,75 г, диаметр 33 мм, гуртрифлёный. Тираж — 15 000 шт.

Монета номиналом 50 евро отчеканена из золота 999-й пробы, имеет вес 6,22 г, диаметр 21 мм, гурт гладкий. Тираж — 2 500 шт.

Огюст Пиккар (Auguste Antoine Piccard, 28 января 1884 — 24 марта 1962) — выдающийся швейцарский исследователь, физик, изобретатель стратостата и батискафа, конструктор батискафа Триест, совершившего рекордное погружение в Марианскую впадину.

Первый в мире батискаф, сконструированный Огюстом Пикаром, получил название в честь Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique) — «FNRS-2», финансировавшего постройку батискафа.

Прообразом батискафа послужил стратостат FNRS-1, также разработанный Пикаром. В батискафе вместо лёгкой алюминиевой гондолы стратостата используется стальная, способная выдержать давление океанских глубин, а вместо огромного баллона с гелием — сравнительно небольшой поплавок, наполненный бензином, который обеспечивает аппарату плавучесть. Модель батискафа была создана в 1937–1939 годах и испытывалась в лаборатории высоких давлений при Брюссельском Университете, но Вторая мировая война надолго прервала эти работы. Разработка возобновилась в 1946 году, на этот раз Бельгия потребовала, чтобы наравне с Пикаром проектом руководил бельгийский учёный Макс Козинс, который работал с Пикаром ещё в начале тридцатых — участвовал в стратосферных полётах FNRS-1.

По материалам: nationalbank.kz