Памятные монеты «Дар Поморья» серии «Парусные корабли»

Памятные монеты «Дар Поморья» серии «Парусные корабли»

Национальный банк Республики Беларусь 5 октября 2009 года ввел в обращение памятные монеты «Дар Поморья (Dar Pomorza)» серии «Парусные корабли»: серебряную — номиналом 20 рублей, сплав 925-й пробы, массой 28,28 г, диаметром 38,61 мм и медно-никелевую номиналом 1 рубль, массой 13,16 г, диаметром 32,00 мм. Монеты имеют форму круга, с аверса и реверса — выступающий кант по окружности. Гурт монет рифленый.

На аверсе монет расположены: вверху в центре — рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь; в верхней части по кругу надпись: «РЭСПУБЛIКА БЕЛАРУСЬ»; в центре монет на фоне навигационной морской карты — стилизованное изображение розы ветров (на серебряной — с нанесенной на неё голограммой) ; в нижней — «20 РУБЛЁЎ» (на серебряной) и «1 РУБЕЛЬ» (на медно-никелевой); слева от номинала — год чеканки (на серебряной справа — проба сплава и фирменный (товарный) знак монетного двора Польши).

На реверсе расположено: в центре — изображение самого длинного парусника в мире «Дар Поморья» на фоне морского пейзажа, слева — уменьшенное изображение этого корабля (вид сбоку); под ним надпись: «DAR POMORZA» в оригинальных написании. Монеты изготовлены на АО «Монетный двор Польши» качеством «бриллиант-анциркулейтэд». Тираж серебряной монеты — 25 000 штук, медно-никелевой — 5000 штук.

Хочется отметить, что эти изображения упомянутого парусника — не единственные в мировой нумизматике. «Дар Поморья» — большой трехмачтовый парусник — один из последних ветеранов среди больших парусных морских судов.

Он построен в Гамбурге в 1909 г. и до начала первой мировой войны именовался «Принцесса Эйтель Фридрих», служа учебной базой германского торгового флота. После войны он в счет репараций перешел Франции, где получил новое имя: «Кольбер». Его владельцем стал граф Форрест, которому передали судно в компенсацию за его погибшую на войне яхту. До 1929 г. «Кольбер» без дела простоял в порту Сент-Назар, а в 1929 г. его купила польская фирма «Поморье». С тех пор «Дар Поморья» служил учебной базой польского флота в Гданьске. После ремонта, произведенного в Накскове, на судно поставили вспомогательный двигатель. В 1930 г. судно было приписано к Гданьску, где тридцать лет служило учебной базой торгового флота за вычетом второй мировой войны, когда «Дар Поморья» стоял у Стокгольмского причала.

В свое время «Дар Поморья» пришел на смену старой польской учебной базе «Львов», которая была построена еще в 1868 г. В начале восьмидесятых годов ХХ века «Дар Поморья» уступил свое место новому учебному паруснику «Дар молодежи». Но «Дар Поморья» считается одним из самых красивых и самых активно служивших кораблей учебного парусного флота во всем мире. Его всемирная слава укрепилась в 1934 — 1935 гг., когда он совершил кругосветное путешествие, дважды обогнув мыс Горн, и еще более возросла в регатах 1972 × 1980 гг., где он вышел победителем. В настоящее время парусник превращен в музей.

В 1936 году Польской Республикой были выпущены юбилейные монеты номиналами 2 × 5 злотых, посвященные 15-летию создания морского порта в г. Гдыня. На реверсе этих монет изображен парусник «Дар Поморья» (иллюстрация из фондов ФМД).

А в 1980 году Республика Польша тиражом 2 069 200 штук выпустила медно-никелевую юбилейную монету номиналом 20 злотых «50 лет Дару Поморья».

Источник: nbrb.by